03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Эртугрул – 600 лет правления Османов

Эртугрул – реальная историческая личность, а не легендарный герой, которого обычно описывают в телевизионных драмах.

Это великий мусульманин, за которым людям было очень легко следовать, наставник, воспитавший целое поколение отличных воинов, глава племени, который сохранил свой народ.

Эртугрул Гази оставил для своего сына длинное и ценное завещание, в котором побуждал Османа проявлять заботу об авлия Всевышнего Аллаха. Текст этого завещания сохранился, и на сегодняшний день он записан на могиле Эртугрула.

Османское государство, которое в течение 600 лет господствовало на огромной территории мировой карты, было плодами дерева, посаженного одним великим человеком по имени Эртугрул. 

Кто же такой этот Эртугрул? Какова была его история? Как прошла его жизнь?

И каков был его вклад в создание Османского государства? В этой статье мы постараемся найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с его личностью. Эртугрул был большим реформатором, который хотел навести идеальный порядок в своём племени, направить соплеменников на истинный путь и воспитать их примерными мусульманами.

Он желал посеять в них семена истинной веры, приучить их к совершению благих деяний и посадить в них ростки, которые в дальнейшем станут пышными зелёными деревьями с многочисленными ветвями. Эртугрул – реальная историческая личность, а не легендарный герой, которого обычно описывают в телевизионных драмах.

Это великий мусульманин, за которым людям было очень легко следовать, наставник, воспитавший целое поколение отличных воинов, глава племени, который сохранил свой народ. Результатом его деятельности стало создание Османской империи – великого государства, которое господствовало на огромной территории почти 600 лет.

Происхождение Эртугрула

Слово «Эртугрул» (на турецком – Ertuğrul) образовано из двух слов – «er» и «tuğrul». «Er» означает «человек, воин или храбрец», а «tuğrul» означает «орёл» – большая хищная птица. Исходя из этого значение имени Эртугрул будет таково: «человек-орёл», «воин-орёл» или «храбрая хищная птица».

Происхождение Эртугрула восходит к племени Кайы, одного из турецких огузских племён. Слово «кайы» переводится как «человек, имеющий силу и власть». Символом племени Кайы был сапсан, самая крупная птица семейства соколиных.

Племена огузов состояли из двадцати четырёх стойбищ (колен), которые делились на три эмирата (бейлика): Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). Такие названия они получили согласно именам трёх старших сыновей Огуз-хана. Эти племена также называют «бозук». Согласно легенде, свои завоевания Огуз-хан разделил между сыновьями, символически разделяя между ними лук и стрелы.

Лук, разломанный на три части, достаётся старшим сыновьям, поэтому их племена называются «бозук» («ломать на части»), а стрелы – младшим сыновьям, племенам «учук» («три стрелы»). Эмират Кун подразделяется на четыре племени: Кайы (основатели Османской династии), Баят, Алкаевли и Караевли. 

Кто был отцом Эртугрула

Есть два мнения относительно того, кто был отцом Эртугрула. Согласно одному мнению, это был Сулейман-шах, а другая версия гласит, что им был Гюндуз Альп. Некоторые из более поздних историков склонны к мнению, что предком Эртугрула был именно Гюндуз Альп. Эти историки утверждают, что Сулейман-шах упоминается в истории только как завоеватель Анатолии. 

Именно эту версию и подтверждают монеты, которые чеканились во времена правления Османа ибн Эртугрула. На них было выгравировано имя Эртугрула и его отца Гюндуз Альпа (на турецком – Gündüz Alp). Эти монеты по сей день хранятся в коллекциях исторического музея Топкапы в Стамбуле. На лицевой стороне монет написано: «Чеканил Осман ибн Эртугрул, да хранит его Аллах ﷻ».

А на оборотной стороне: «Чеканил Осман ибн Эртугрул ибн Гюндуз Альп ( پﻝﺍ ﺯﺩ..ـﻙ )». Это разногласие относительно предков Эртугрула обращает наше внимание на такой важный нюанс: Эртугрул в своё время не был настолько известной личностью, чтобы историки с особым вниманием относились к изучению его родословной и биографии.

Если бы Османская империя не стала таким великим государством и его потомки не господствовали во всём мире, вряд ли кто-нибудь вспомнил бы об Эртугруле и обратил внимание на его персону. Передаётся, что матерью Эртугрула была Хайма Ана. У Эртугрула также были братья Гюндук-ду, Сунгур Текин и Дюндар.

Согласно самой известной версии, когда отец Эртугрула воссел на трон господина (бея) племени Кайы, он унаследовал все идеи своих предков и последовал пути, по которому шли все туркменские племена. Он также воспитал в своих детях, как сложилось у его предков, храбрость, любовь к религии и стремление к поддержке притеснённых.

А в это время его племя искало в Ахлате безопасную для проживания землю, вдали от набегов монголов, которые сметали всё на своём пути. Рождение Эртугрула Эртугрул родился приблизительно в 1191 году в городе Ахлате, расположенном на северо-западном побережье озера Ван.

Эртугрул рос с отцом, матерью и тремя братьями. Но он отличался от остальных братьев лидерскими качествами. Настойчивость, храбрость, решительность – эти и другие благородные качества всегда отличали Эртугрула от его братьев.

Женитьба Эртугрула

Эртугрул женился на султанше Халиме в 1227 году. Согласно самой близкой к истине версии, отцом Халиме был сельджукский султан Гияс Ад-Дин Масʻуд ибн Кейкавус. Халиме-султан сыграла важную роль в истории племени Кайы и в основании Османского государства. Она во всём поддерживала своего мужа Эртугрула Гази с тех пор, как он стал господином племени, ведь Халиме росла во дворцах, принадлежащих династии сельджуков.

Потом она переехала в господский шатёр племени Кайы и жила там вместе с мамой Хайме, своим мужем Эртугрулом и его отцом. Во времена правления Эртугрула Халиме учредила благотворительный фонд, как об этом упоминает историк ʻАшик Паша в своей книге «Аль-Хавлаят аль-ʻУсмания». Этот фонд представлял собой женскую благотворительную организацию для оказания помощи и поддержки государству.

В дальнейшем количество филиалов этой организации перевалило за сто тысяч. По некоторым сведениям, количество этих филиалов превышало триста тысяч. 

Поиск родины

Племя Кайы проживало на землях вблизи города Бальх. Появившиеся здесь войска Чингизхана вытеснили с этих земель султана ʻАлауддина Хорезмшаха, а остальные жители разбежались кто куда.  В числе тех, кто оставил это место вместе с правителями и другими людьми, был и отец Эртугрула, который направился в сторону сельджукского государства.

В этом путешествии за ним последовало большое количество людей. Отец Эртугрула давно был наслышан о могуществе Сельджукского государства и о том, как они воюют против неверных, поэтому и выбрал сельджуков. Потом они передумали и решили отправиться в Алеппо, то есть на юго-запад.

Но по причине возникших между мусульманскими государствами конфликтов и проникновения крестоносцев даже в государственный аппарат Айюбидского государства он вместе с племенем Кайы вернулся обратно. Когда они возвращались из Мардина, расположенного на расстоянии двухсот километров от Ахлата, под предводительством правителя Аль-Мансура Насир АдДина Артука, Арслан VI попросил у них помощи против монгольских войск.

В это время при переходе через реку Евфрат вблизи крепости Джабир отец Эртугрула утонул вместе со своей лошадью. Это было приблизительно в 1229 году. После смерти отца Эртугрул хотел продолжить начатое его отцом путешествие в поисках места для безопасного проживания своего племени.

Однако его братья пожелали вернуться на свою историческую родину, надеясь обрести там спокойствие и сохранить племя от кровопролития.

Заветная Анатолия

В настоящее время Анатолией называют территорию современной Турции, расположенную на востоке Средиземного моря, то есть азиатскую часть Турции.

Появление монгольских войск, которые пронеслись по исламскому миру, сметая всё на своём пути, стало причиной миграции на запад огромного количества азиатских тюрков, которые проживали в Туркестане и Афганистане. 
 

Крестьяне и другой простой люд бежали на запад, как можно дальше от монгольского нашествия. В числе территорий, куда прибыли тюрки, убежавшие от монголов, была и Анатолия. Вследствие этого в регионе намного увеличилось тюркское население, и Анатолия стала мусульманской землёй, так как преобладающее количество переселенцев были тюрками-мусульманами.

В течение XIII века Сельджукский султанат и Византийская империя были охвачены волнениями и смутами, которые привели оба государства практически к анархии. Следствием стало ослабление обоих государств, особенно Византии после четвёртого крестового похода 1204 года, в результате которого Византийской империей завладели крестоносцы.

В то же время Сельджукское государство терпело упадок. Власти обложили туркменские племена налогами по причине постоянных грабительских набегов монгольской армии. В это время монголы начали готовиться к большому наступлению и направили свои войска в малую Азию. Действия монголов настолько ослабили сельджуков, что это можно считать началом падения Сельджукского государства.

В то время, когда Сельджукское государство издавало последний вздох, практически все туркменские племена во главе с огузскими племенами перекочевали в Анатолию, к границе Византийской империи. Эртугрул же вместе с присоединившимися к нему племенами направился в сторону Эрзинджана (тур. Erzincan – город и административный центр ила (области) Турции Эрзинджан в восточной Анатолии, был расположен между Ахлатом и Византийской империей), чтобы далее отправиться на юг Анатолии, к границе Византийской империи.

Когда Эртугрул шёл со своим племенем, он услышал доносившиеся издалека звуки битвы. Он направился к тому месту и обнаружил две армии, сражавшиеся друг с другом. Въехав со своими воинами на вершину горы, Эртугрул некоторое время наблюдал за привычной на то время для воинствующих племён картиной. Одна из воюющих армий начала ослабевать, и было видно, что она потерпит поражение и будет разгромлена, если не получит помощь.

Посоветовавшись со своими людьми, Эртугрул решил прийти на помощь той армии, которая проигрывала сражение. Вместе со своими воинами-всадниками Эртугрул устремился на помощь армии, которая терпела поражение, и стремительно напал на тех, кто уже начал брать верх. С помощью Эртугрула эта армия одержала победу в той битве.

Присоединившись к войску, которое вот-вот могло быть разгромлено, он обеспечил ему победу. Без этой неожиданной помощи противник полностью разгромил бы ту армию. После завершения сражения и окончательной победы Эртугрул узнал, что он помогал армии Сельджукского государства, которую возглавлял сам султан Алауддин Кейкубад I.

Это сражение вошло историю как битва Ясджмен (Yassciemen), которая произошла между сельджукским султаном и хорезмийским султаном Джалал Ад-Дином Менгуберди. Хорезмийцы в том сражении были окончательно разгромлены и понесли огромные потери.

Несколько высокопоставленных эмиров и известных могущественных людей Хорезмийского государства попали в плен. Многие из них убежали в сторону Трабзона и в других направлениях. Около полутора тысяч всадников хорезмийской армии ночью свалились в глубокое ущелье и умерли.

Награда за помощь – Родина

 

После этой грандиозной победы в сражении Ясджмен, которая была одержана благодаря Эртугрулу, между сельджукским султаном Алауддином и Эртугрулом сложились тесные дружеские отношения. После этого люди из племени Эртугрула стали подданными Сельджукского государства в Конии.

В общем, в тот момент сельджукский султан Алладин Кейкубад I даровал Эртугрулу-бею небольшой участок земли в Сёгуте (на турецком – Söğüt) на западе Анатолии, на границе с Византийской империей в районе Белиджика, чтобы он защищал границы государства и расширял его территорию.

Итак, Эртугрул-бей со своим племенем Кайы нашёл свою родину; они поселились на северо-западе Анатолии. Согласно мнению большинства, эти события произошли в 1231 году. Султан также даровал Эртугрулу титул уджбея, что на турецком означает «бей, охраняющий границы». Ему было поручено защищать границы Сельджукского государства от нападения византийцев и других захватчиков.

Общая площадь территории земель, которые султан пожаловал Эртугрулу в удел, по разным данным колеблется между тысячью и двумя тысячами квадратных километров. Таким образом, был заложен первый камень в фундамент Османского государства, которое было основано сыном Эртугрула Османом Гази и продолжало существовать около 600 лет.

В течение полувека, находясь в должности уджбея, Эртугрул смог расширить территорию своих владений до 4000 квадратных километров. Он умер в 1281 году в возрасте 90 лет и похоронен в городе Сёгут, который он захватил у Византии и сделал центром своего уджбейства.

По переселении в Сёгут наконец-то сбылась мечта Эртугрула об обретении родины, на которой он со своим народом смог спокойно жить в безопасности. Можно только поздравить человека, у которого исполнилась такая мечта. Он подобен человеку, перед которым открыт весь мир. Для человека это истинное счастье, цену которому знает только тот, кто почувствовал реальную угрозу своей безопасности.

Ведь в хадисе Пророка ﷺ, который передаётся от Убайдуллаха бин Михсана аль-Ансари аль-Хатми , сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы ему хватило её на день». (Тирмизи)

Видимо, Эртугрул в это время поселился на границе Анатолии. Хотя этому противоречат некоторые версии, утверждающие, что он проходил по территории Анатолии (в поисках удобного места для стойбища), и вышеприведённое событие (участие в сражении) произошло именно в это время.

Однако тот факт, что Эртугрул вступил в сражение на стороне Аллауддина Кейкубада I, указывает на то, что он уже давно находился на этих землях и очень хорошо знал сельджуков. Если бы Эртугрул направлялся с Востока, логичнее для него было бы вступить в битву на стороне Джалалуддина Хаваризми, который был для него соседом, а не на стороне Алауддина Кейкубада.

Эту версию также подтверждают некоторые другие предания. Передаётся, что Эртугрул отправил своего сына Савджибея к сельджукскому султану Алауддину просить у него землю для поселения племени и пастбищ для скота. Алауддин удовлетворил его просьбу, но Савджи умер в пути, когда возвращался к своему отцу.

Это случилось до того, как Эртугрул принял участие в том сражении на стороне Алауддина Кейкубада. Видимо, Эртугрул, как только прибыл на эти земли, решил просить позволения поселиться в Анатолии и отправил сына к султану, чтобы он попросил у Алауддина землю для его племени.

А непосредственная встреча Эртугрула с Алауддином Кейкубадом случилась после этого. Султан выяснил, что давно заочно знает Эртугрула, и пожелал поддержать его, потому и одарил его землёй. Далее небольшое племя Кайы, которое насчитывало всего 400 шатров и не превышало четырёх тысяч человек, считая мужчин и женщин, под предводительством Эртугрула стало независимым.

Таким образом, Эртугрул заложил фундамент для строительства государства и подготовил путь для перехода от племенного строя к полноценному государству. В рамках этого плана он расширил территорию Сёгута с 1000 до 4800 квадратных километров. Эртугрул жил в Сёгуте зимой, потому что это был город с тёплым климатом.

И сегодня этот город известен тем, что там находятся могилы многих видных представителей племени Кайы, таких как Эртугрул, его жена Халиме, некоторые сыновья Эртугрула и множество воинов Кайы. А потом, когда Эртугрул завоевал Доманич (на турецком – Domaniç), этот город стал летним местом пребывания племени Кайы.

Рождение Османа

В 1258 году (656 году по хиджре) монгольский предводитель Хулагу уничтожил столицу Аббасидского халифата и разбил на части исламскую умму. Мусульмане в то время были крайне ослаблены, многие были убиты, а прочие разбежались и блуждали по всему свету.

Мусульманский халиф и правитель правоверных также был убит монголами. Именно в этот день, когда Хулагу убил в Багдаде мусульманского халифа, в Сёгуте родился сын Эртугрула Осман, который в дальнейшем построит сильное мусульманское государство.

Ни монголы, ни европейцы даже не подозревали, что этот ребёнок в будущем вернёт к жизни мусульманскую умму, возродит религию и построит государство, которое может дать отпор любому противнику и станет самой сильной империей на тот период. Осман, помимо командирских качеств, которые он показал на полях сражений, когда воевал вместе со своим отцом, отличался большими знаниями и приверженностью тасаввуфу (суфизму).

Поэтому Эртугрул поручил нескольким воинам обучить Османа в духе джихада и научить его стрельбе из лука, верховой езде и искусному владению мечом. В таком духе и рос Осман, обучаясь военному делу и вместе с тем получая знания у шейха Эдебали АльКирмани (ʻИмад Ад-Дину Мустафа ибн Ибрахим). Осман привязался к суфийскому шейху Эдебали, который относился к тарикату Аль-Вафаи.

Осман был с ним так неразлучен, что иногда ночевал у него дома в комнате, в которой шейх давал уроки. Осман очень любил духовенство и истинных муршидов, поэтому назначил шейха Эдебали своим религиозным и административным советником.

Эртугрул Гази оставил для своего сына длинное и ценное завещание, в котором побуждал Османа проявлять заботу об авлия Всевышнего Аллаха, особенно о шейхе Эдебали. Текст этого завещания сохранился, и на сегодняшний день он записан на могиле Эртугрула. Здесь мы приведём небольшой отрывок из завещания Эртугрула, в котором он побуждал Османа не допустить неповиновения шейху Эдебали.

«Смотри, сын мой, возможно, ты причинишь мне страдания, но ни в коем случае не обижай шейха Эдебали. Он как свет для нашей династии. Его весы не ошибаются даже на один дирхем (единица веса, равная 1/144 египетскому ратль ()ﻝﻁﺭ или 16 кират ( )ﻁﺍﺭﻱﻕ или 3,12 г). Ты можешь быть против меня, но никогда не будь против шейха Эдебали.

Если ты будешь против меня, я опечалюсь, но только я один буду страдать. А если ты выступишь против него (шейха Эдебали), мои глаза не будут смотреть на тебя, и даже если посмотрят, то не увидят тебя. Эти слова я пишу не ради шейха Эдебали, наоборот, они написаны ради тебя. Прими во внимание эти мои слова, извлеки из них урок, и да будут они моим завещанием для тебя».

Завершение путешествия

После долгой жизни, полной войн и завоеваний, Эртугрул так постарел, что его кости уже не могли держать тело, но его дети продолжили начатое им дело и взяли на себя всю ответственность за него. Особенно хорошо показал себя на полях сражений его сын Осман. Умер Эртугрул в 1284 году, прожив более девяноста лет.
 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ