03 июня
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.4.2024 (по Ханафи)

1.Если после сухура (предрассветного приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и человек проглотил этот кусочек во время поста, пост нарушается?

Если у человека после сухура застрянет в зубах маленький кусочек пищи и он проглотит этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.
В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста. 

2.Нужно ли воздержаться от всего, что нарушает пост, если он стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?

Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если он обязан будет восполнить этот день поста. То же самое касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста до наступления завала (примерно до 11:00) дня, должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до этого времени и успел сделать намерение на пост, то его пост действителен и не требует восполнения. 
(«Хашияту Тахтави»)

3.Какие действия порицаются во время поста и какие – нет?

К макруху (порицаемому) во время поста относятся шесть вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. 

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является запретным (харамом). Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку – мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится сперма. 

4. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны зараз.

5. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

6. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден нарушить пост. 

К порицаемуму (макруху) не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи, если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. 

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден нарушить пост.

5. Использование сивака. В том числе использование сивака в конце дня. Доводом этому служит хадис Посланника Аллаhа ﷺ, где он сказал: «Одно из лучших качеств постящегося – использование сивака» (Ибн Маджа, аль-Байхаки), а также хадис, который передал в своём сборнике имам Ахмад, в котором сказано, что Посланник Аллаhа ﷺ использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня.
Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост. 
(«Хашияту Тахтави»)

4.Если во время поста я увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, что я должен сделать?

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение напомнить ему, что он постится, зависит от категории людей:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является «макрухом тахрими» (порицаемое действие, близкое к запретному), нужно напомнить, иначе тот, кто не напомнит, впадёт в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, то его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (искупительного штрафа).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело соблюдение поста, то лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаhа к этому человеку. 
(«Хашияту Тахтави»)

5.Какую мольбу читал Пророк  перед сном?

Готовясь к ночному сну, Пророк ﷺ читал «Аллаhумма кини азабака явма табъасу ибадака» (смысл: «О Аллаh , сохрани меня от Твоего наказания в тот день, когда Ты воскресишь всех Своих рабов»). От Хафсы رضي الله عنه передаётся, что «когда Пророк ﷺ ложился в постель, он клал правую руку под щёку и читал эту мольбу» (Абу Давуд).

Также перед сном Пророк ﷺ читал суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк», «Ан-Нас», а затем дул на ладони. После этого он протирал ими всё тело, начиная с лица и головы. Это сунна Пророка ﷺ и защита от порчи, колдовства и воздействия джиннов. 
Полезно также читать перед сном аят «Аль-Курси».
(«Хашияту Тахтави»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62